Программа развивающих занятий «Я – пятиклассник»
За основу программы развивающих занятий «Я – пятиклассник» взята программа Ю. Владимировой «Новичок в средней школе» (Программа адаптационных встреч для пятиклассников). В работе используются также упражнения и игры из программ: «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками» под ред. С.В. Кривцовой, «Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе» Е.Г.Коблик, «Школа пятиклассника. Программа развития» А.В. Семенченко, авторские разработки.
Начало учебы в 5 классе – особый этап школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т.п. У пятиклассников наблюдаются относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5 класса.
Данная программа направлена на повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене. Занятия позволяют оказать пятиклассникам помощь в период адаптации: снизить у них тревожность, а также научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим. В условиях перехода ребенка из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности в изменяющихся условиях. Необходимо помочь учащимся адаптироваться к новым обязанностям, обстановке и коллективу.
При реализации программы учитываются не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и потребности детей 10–11 лет.
Занятия проводятся в форме психологических часов и имеют четкую структуру. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании.
Занятия по программе проводятся в групповой форме на базе ОУ 1 раз в неделю (45 минут) с группой из 20 – 25 человек. Программа реализуется за 11 академических часа в течение трех месяцев (сентябрь – ноябрь). Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Самым лучшим открытием, по Ральфу Эмерсону, является то, которое ребенок делает сам. Данные занятия способствуют тому, чтобы эти открытия были совершены младшим подростком самостоятельно.
Количество часов по программе: 11 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Автор программы: Владимирова Ю., педагог-психолог, г. Москва (http://psy.1september.ru)
Модифицировала: Лазеева А.М, педагог-психолог.